Russian Visual Basic for Children

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Класс 3

3. Ваш Первый Проект Визуал Бейсик

Основные шаги к созданию проекта. Размещение управлений на форме. Пример 1. Установка свойств для управлений. Пример 2. Наименование управлений. Установка Свойств для Управлений в режиме работы, Как используются имена управлений. Пример 3. Запись процедур события. Пример 4. Резюме.

Обзор и Предварительный просмотр

В первых двух классах, Вы изучали Форму (Form), Средства Управления (Controls), Свойства (Properties) и Процедуру События (Event Procedure). В этом классе, Вы должны использовать полученные знания, для того, чтобы создать Ваш первый проект. Вы узнаете последовательность действий при создании проекта, как поместить средства управления на форму, как установить свойства для этих средств управления и как записать Ваши собственные процедуры события.

Шаги к созданию Проекта Визуал Бейсик

Есть три главных шага в формировании Проекта Визуал Бейсик:

  1. Размещение (или ввод) средств управления на форме.
  2. Назначение свойств к средствам управления.
  3. Запись процедуры события для средств управления.

Каждый из этих шагов выполняется в Визуал Бейсик в режиме проектирования - [designe].

Запустите Вашу версию Визуал Бейсик и откройте Новый проект (меню File, строчка New Project, Standart.exe, клавиша OK). На экране появится окно Формы:

Форма (Image123.gif - 3Kb)

Перед созданием нашего проекта, давайте сделаем небольшой обзор некоторых операций в Windows. Две операции, которые Вы должны делать со средствами управления, в данном случае с формой (помните, что форма - это управление,) это перемещение и изменение размеров окна.

VB4:

  1. Для перемещения формы в проекте VB4, щелкните левой кнопкой мышки на области заголовка. Удерживая левую кнопку мышки нажатой, перетащите форму к позиции, которую Вы выбрали. Отпустите кнопку мыши, когда форма находится в желательной позиции. Это расположение, форма будет иметь на экране, когда Ваш проект начнет работать, то есть в режиме [run].
  2. Чтобы изменять размеры формы в VB4, переместите курсор в край или угол формы. Когда появится небольшая “двойная стрелка”, нажмите на левую кнопку мышки и перетащите соответствующий край или угол к желательной позиции или до нужного размера.

VB5, VB6:

  1. Если Вы используете VB5 или VB6, форма сама не может быть передвинута - она закреплена в собственном окне. Положение окна формы на экране (для режима [run]) в этом случае определяется его положением в Окне Размещения Формы (Form Layout Window):
  2. Размещение формы на экране (Image124.gif - 3Kb)
  3. Если окно размещения формы не представлено на экране, нажмите View на главное меню и найдите строчку Form Layout Window. На экране появится окно Form Layout. На этом маленьком экране нажмите на форму и, удерживая левую кнопку мышки нажатой, перетащите форму к желательной позиции. Так устанавливается расположение формы на Вашем мониторе.
  4. Попробуйте различные положения для формы, только не забудьте, каждый раз после установки формы в новое положение, переключать Ваш проект в рабочий режим [run],чтобы увидеть где будет находится форма на экране монитора.

  5. Чтобы изменять размеры формы в VB5 или VB6, обратите внимание, что форма имеет “размерные маркеры (дескрипторы)” на каждом крае и в каждом углу. Если Вы перемещаете курсор поверх одного из этих маркеров(дескрипторов), появится небольшая “ двойная стрелка”. В этой отметке, при нажатой левой кнопке мышки, Вы можете перетаскивать соответствующий край или угол к нужному положению. Попробуйте перемещать форму и изменять ее размеры. Эти навыки будут необходимы потом, когда мы начнем размещать средства управления на форме.
  6. Размещение Управлений на Форме
  7. Первый шаг в создании проекта Визуал Бейсик – это размещение средств управления на форме в определенных позициях. В этой, первой части создания проекта, постарайтесь решить, какие средства управления будут присутствовать в Вашем проекте. Это часто становится трудоемкой задачей и в ходе работы над проектом Вы нередко будете менять свое первоначальное мнение. Сейчас, мы займемся размещением средств управления на форме.

    Управления находятся в окне Инструментов (Toolbox). Есть два способа разместить управления на форме:

    1. Двойной щелчок (Double-Click) на выбранном Вами управлении в окне инструментов: управление будет создано с заданными по умолчанию размерами и включается в середину формы.
    2. Одиночный щелчок (Single-Click) на выбранном Вами управлении в окне инструментов: переместите курсор мыши на форму. Обратите внимание, что курсор изменился на крестик (+). Поместите крестик, там, где Вы хотите расположить верхний левый угол Вашего управления. Нажмите левую кнопку мыши и удерживая ее перетаскивайте курсор к более низкому правому углу управления. Появится прямоугольный контур, когда его размеры станут для Вас подходящими, отпустите мышку и управление появится на форме.

Если управление находится на форме, Вы можете перемещать и менять размеры управления в обычном порядке (как для всех окон в Windows).

Пример:

Найдите окно инструментов, если оно отсутствует тогда щелкните по меню View и найдите строчку Toolbox. В окне инструментов найдите Командную Кнопку (Command Button), которая похожа на это изображение:

Командная кнопка (Image125.gif - 2Kb)

Если Вы задержите курсор мышки на каком-либо управлении, появится всплывающая подсказка с названием выбранного управления.

Дважды щелкните на управлении и оно появится в середине формы:

Форма и командная кнопка (Image78.gif - 3Kb)

Обратите внимание на маркеры изменения размеров вокруг кнопки. Они указывают, что это управление находится в активном режиме. Щелкните на поле формы, и маркеры исчезнут, переместившись на форму, – теперь форма находится в активном режиме. Нажмите на кнопку снова, чтобы сделать ее активной. Переместите кнопку, а также пробуйте изменить ее размеры. Поиграйте с размерами Командной Кнопки, делайте ее больше- меньше, шире уже, выше ниже.

Давайте поставим еще одну Командную кнопку на форму, используя второй метод размещения. Возвратитесь к окну инструментов и один раз щелкните на управлении Командная кнопка (Command Button). Переместите курсор на форму. Вы увидите перекрестие. Обозначьте кнопку на форме, используя второй метод. Поставьте крестик - в верхнем левом углу формы, нажмите и удерживайте левую кнопку мышки, затем растяните контур, пока он не достигнет желательного для Вас размера. Отпустите кнопку мышки.

Вы должны хорошо владеть обоими способами размещения средств управления на форме. Со временем, Вы определите, какой метод является для Вас более удобным, Но, всегда будете знать, как использовать оба метода. Иногда, Вам придется использовать только один метод. Поиграйте немного с управлениями и формой, размещая средства управления на форме. Используйте другие средства управления, такие как Метка (Label), текстовое поле (Text Box), кнопка выбора (Option Button), и Переключатель (Check Box). Перемещайте их относительно друг друга, изменяйте их размеры. Попробуйте организовать Ваши средства управления в аккуратных, выстроенных в линию, группах. Эти навыки будут необходимы Вам при создании проектов Визуал Бейсик.

Также Вы должны знать, как удалить средства управления из формы. Эта процедура довольно проста. Нажмите на управление, которое Вы хотите удалить. Оно станет активным. Нажмите клавишу Del на Вашей клавиатуре. Управление будет удалено. Прежде, чем Вы удаляете управление, убедитесь, что Вы действительно хотите удалить его.

Установка свойств для управлений в режиме проектирования [design]

После установки средств управления на форму, Вам необходимо назначить для каждого управления его Свойства. Как только управление появляется на форме, его свойства назначаются (по умолчанию) самим Визуал Бейсик. Он устанавливает для управления такие свойства как размер, цвет, название и позиция на форме. В частности геометрические свойства (управление размером и расположением) установлены, когда Вы помещаете и изменяете управление на форме. Но, в большинстве случаев, заданные по умолчанию свойства не подходят, и Вы должны их изменить. Это выполняется с использованием Окно Свойств (Properties Window).

Запустите Визуал Бейсик, откройте новый проект. Если Окно Свойств не появилось на экране, нажмите View, выделите строчку Properties Window и щелкните по ней, или просто нажмите клавишу F4. Появится окно изображенное на картинке:

VB4: Окно свойств (Image79.gif - 5Kb)

VB5, VB6: Нажмите Алфавитную (Alphabetic) вкладку, если свойства отображаются по Категориям.

Окно свойств (Image126.gif - 5Kb)

Поле наверху окна свойств - это список средств управления (раскрывается нажатием на стрелку), который сообщает нам, какие средства управления присутствуют на форме и какое средство управления находится в активном режиме.

Поместите на форму управление Командная Кнопка (Command Button).

Щелкните по Кнопке и она войдет в активный режим, затем щелкните на форме, тогда форма войдет в активный режим. Посмотрите, как меняется верхнее поле в Окне свойств.

Сейчас, список содержит только одно управление - Форма. Давайте рассмотрим некоторые из свойств управления Форма.

Первое, насколько форма большая? Все средства управления на форме прямоугольные, и имеют четыре свойства определяющие размер этого прямоугольника. Пролистайте список свойств, и найдите свойство Высота (Height). Это свойство - высота формы в единицах измерения, называемых Твипс (Twips). В дюйме (2,54 см) содержится 1,440 твипс. Так, разделив Высоту на 1,440, мы узнаем, какая высота нашей формы в дюймах. Точно так же, свойство Ширина (Wight) дает Ширину формы в Твипс (Twips). Измените размеры формы, и обратите внимание на и изменение свойств Высоты и Ширины. Свойство Слева (Left) сообщает Вам, как далеко левая сторона формы находится от левого края экрана. Свойство Сверху (Top) сообщает Вам, как далеко находится нижний край формы от верхней части экрана. Переместите форму и посмотрите на это изменение свойств. В VB5 и VB6, Вы должны перемещать форму в Окне Размещения Формы (Form Layout Window).

Сейчас Вы меняли размеры формы используя мышку, точно так же Вы можете менять все вышеуказанные размеры вводя значения (Высоты, Ширины, Слева и Сверху) в правой части Окна Свойств напротив названий свойств. Например, наберите число 3000 напротив каждого из свойств (Height, Width, Left и Top) и посмотрите как меняется форма в каждом из этих четырех случаев. Попробуйте другие числа.

Каждый раз, после того как Вы ввели свое число, щелкните по имени свойства, чтобы присвоить числовые значения форме.

Откройте поле Цвет Фона (BackColor). Наверное, Вы уже догадались, что это свойство формы устанавливает цвет фона формы. Вы, возможно, не узнаете это свойство, но именно оно задает компьютеру серый цвет. Мы рассмотрим способы установки цветов в более поздних классах. Чтобы изменить свойство Цвет Фона (BackColor), нажмите на BackColor, затем нажмите на раскрывающуюся стрелку, которая появляется в правой стороне списка свойства. (При использовании VB5 или VB6, затем нажимают на вкладку Палитры (Palette). Появится палитра цветов, выберете новый цвет и следите за результатами.

Найдите свойство Заголовок (Caption). Это свойство устанавливает название формы. Щелкните по Заголовку (Caption), затем напечатайте что – нибудь в поле справа от окна свойства. Обратите внимание, что новый Заголовок (Caption) появляется в области заголовка формы.

Итак, мы познакомились с установкой свойств управлений. Сначала, выбираем средство управления. Выделяем мышкой это свойство и изменяем его значения путем набора новых параметров или путем выбора из списка уже имеющихся параметров (доступных при раскрытии списка, подобно значениям цвета).

Пример

Запустим Визуал Бейсик и откроем новый проект. Передвиньте и измените размеры формы к любому расположению и размеру на Ваше усмотрение. Проверьте свойства Высота (Height), Ширина (Width), Слева (Left), Сверху (Top). Выделите свойство Цвет Фона (BackColor) и установите для него новые значения. Выделите свойство Заголовок (Caption) и установите для него новые параметры, например, впечатайте свое имя. Разместите на форме средство управления Командная Кнопка (Command Button) и определите для нее новое место и размеры.

Давайте рассмотрим некоторые из свойств Командной Кнопки (Command Button). В окне свойств (properties window) в списке средств управления выделите Командную Кнопку (Command Button). Подобно форме, Командная Кнопка также прямоугольная. Свойство Ширина (Width) задает параметры ширины в Твипс (Twips), также как и свойство Высота (Height) задает в Twips параметры высоты. Свойства Слева (Left) и Сверху (Top) для других средств управления (отличающихся от формы) немного другие. Для средств управления, которые – не являются формой, свойство Слева (Left) задает позицию левой стороны (края) управления по отношению к левой стороне формы, а не экрана. Точно так же свойство Сверху (Top) задает позицию верхней стороны управления относительно верхней части формы. Другими словами, взаимоотношения между управлениями и формой такие же как между формой и экраном. Для высоты и ширины Командной Кнопки, эти свойства обозначаются так:

Форма и командная кнопка (Image81.gif - 3Kb) 

Другое важное свойство Командной Кнопки - это Заголовок (Caption) текст (Command1) заголовка расположен на Командной Кнопке. Текст заголовка должен сообщать о том, что произойдет, если Вы нажмете на эту кнопку. Например, заголовок Старт (Start) сообщает о том, что эта кнопка предназначена для начала какого-либо действия.

Измените параметры свойства Заголовок (Caption) Вашей Командной Кнопки. Несмотря на то, что свойство Цвет Фона (BackColor) присутствует для Командной Кнопки, параметры цвета не могут быть изменены. Разместите больше Командных Кнопок на форме.

Поиграйте их расположением и размером, изменяйте заголовок, например:

Start, Stop, Pause.

Мы видели, что для того, чтобы переместится от одного управления к другому в окне свойств (properties window), мы должны нажать на стрелку "вниз" в верхнем поле списка средств управления (controls), и выбрать нужное управление.

Легко находить свойства нужного управления, устанавливая для него активный режим. Нажимайте на управления, расположенные на форме, и наблюдайте за изменениями происходящими в окне свойств (properties window). Вы увидите, что всегда в списке управлений появляется то управление, для которого Вы назначили активный режим.

Наименование Управлений

Имя (Name) – одно из наиболее важных свойств для любого управления. Поэтому, мы займемся этим отдельно.

Когда мы называем средство управления (назначаем Имя), мы определяем два параметра информации: тип (Type) управления и цели (Purpose) управления. Такой подход к наименованию делает наши задачи при программировании намного проще.

В Визуал Бейсик было разработано правило для наименования средств управления. Первые три символа имени управления называются префиксом (Prefix) и определяют тип (Type) управления. Вот некоторые из префиксов (другие мы увидим в следующих классах):

Управление (Control) Префикс (Prefix)
Форма (Form) frm
Командная Кнопка (Command Button) cmd
Метка (Label) lbl
Текстовое поле (Text Box) txt
Переключатель (Check Box) chk
Кнопка Выбора (Option Button) opt

 

После префикса имени управления, мы ставим имя управления (как правило, начинается с большой буквы, для того чтобы показать, что префикс закончился), которое указывает на то, что делает управление. Полное имя средства управления может иметь до 40 символов. Имя должно начаться с буквы и может содержать следующие символы:

буквы, числа и опущенную черту ( _ ) .

Несмотря на то, что Вы можете иметь 40 символов в имени управления, старайтесь употреблять имена настолько короткие, насколько это возможно, это сохранит Вас от возможных ошибок при печати.

Давайте, для примера, рассмотрим некоторые имена управлений, чтобы понять, как назначать имена. Посмотрим имена, используемые в проекте Образец (Sample):

FrmSample - Форма для проекта Образец (sample).

CmdBeep - Кнопка, которая вызывает гудок (beep).

LblPick - Метка, которая показывает выбранный (pick) номер.

OptBlue - Кнопка выбора, которая изменяет цвет фона на синий (blue).

ChkTop - Переключатель, который прячет или показывает игрушки.

Как видите, название средства управления похоже на название действия, которое оно вызывает, то есть названия и действия соответствуют друг другу . Такой подход к названиям значительно облегчит Вашу работу при создании программ.

Установка Свойств для Управлений в режиме работы [run].

Чтобы показать важность соответствия имен и действий, давайте рассмотрим общую задачу в Визуал Бейсик. Мы видели, что один из шагов в разработке проекта Визуал Бейсик - это назначение свойств управлений в режиме проекта. Вы можете также устанавливать или изменять свойства, в то время, когда Ваш проект находится в режиме работы [run]. Например, в проекте Образец (Sample), когда Вы щелкнули на кнопку выбора (optBlue), свойство формы - цвет фона, был изменен. Чтобы изменять свойства в режиме работы [run], мы должны использовать строку кода БЕЙСИКА (сейчас Вы узнаете первую строку кода БЕЙСИКЕ!).

Порядок записи или Формат для этого кода, следующий:

ИмяУправления.ИмяСвойства = ЗначениеСвойства

ControlName.PropertyName = PropertyValue

То есть мы печатаем имя управления, точку, имя свойства, знак = (оператор назначения) и новое значение. Такой порядок или формат записи относится к точечной записи (dot notation).

Код, который используется для установки синего цвета фона на форме проекта Образец записывается так:

FrmSample.BackColor = vbBlue

(ФормаОбразец.ЦветФона = vbСиний)

Обратите внимание, что соответствие наименований управления делает эту строку программы понятной, даже, если Вы едва знакомы с Визуал Бейсик. Код сообщает, что цвет фона (BackColor) для формы (frm) в проекте Образец (Sample) будет установлен синим (Blue).

Как Имена Управлений используются в Процедуре События

Посмотрим еще одно место, где соответствие имен управлений играет важную роль.

Когда Вы размещаете управление на форме, все процедуры события (event procedure), которые управление может иметь, добавляются к Вашему проекту. Мы видели, что эти процедуры события находятся в окне кодирования (Code Window). Структура для этих процедур события выглядит так:

Верхняя Линия: Private Sub ControlName_EventName ()

[строка кода находится здесь]

Нижняя Линия: End Sub

Обратите внимание, что строка верхней линии содержит имя управления. Так, по наименованию, мы можем легко определить каждую процедуру события.

Например:

Процедура события Щелчок (Click) для управления optBlue:

Private Sub optBlue_Click ()

FrmSample.BackColor = vbBlue

End Sub

Мы видим, что это код, который выполняется, когда Вы нажимаете на кнопку выбора (optBlue). Соответствие наименований делает определение и чтение процедуры события, довольно простым, а это, в свою очередь, будет делать Вашу работу, как программиста, намного проще. Теперь, давайте запишем нашу первую процедуру события.

Запись Процедур События

Следующий шаг в создании программы Визуал Бейсик это запись процедуры события (Event Procedure) для средств управления. Для записи процедуры события, мы используем окно кодирования (Code Window). Вот здесь – то и начинается программирование. Сейчас, Вы не узнаете много о БЕЙСИКЕ, но узнаете как найти процедуры события и как печатать код.

Как мы говорили, когда Вы помещаете управление на форме, процедуры события, связанные с этим управлением становятся частью проекта и к ним можно обращаться, используя окно кодирования (Code Window). Каждое управление имеет много процедур события. Вам надо записать код БЕЙСИКА только для тех процедур, на которые компьютер должен ответить.

Если только Вы решаете, что событие должно быть кодировано, Вы также решаете то, что должно произойти в процедуре события и, после этого, перевести Ваши желания в фактические строки кода БЕЙСИКА. Как говорилось ранее, формат для каждой процедуры события следующий:

 Верхняя Линия: Private Sub ControlName_EventName()

[код БЕЙСИКА записывается здесь]

Нижняя Линия: End Sub

Слова Private Sub (Частный Под) указывают, что это - Подпрограмма (другое определение для процедуры), которая является частью формы и пригодна для использования только формой. Разработка кода БЕЙСИКА - творческий процесс в создании программы Визуал Бейсик. Не забудьте, здесь Вы должны быть очень точными. Орфографические ошибки, пропуски знаков пунктуации и пропуски операторов назначения будут делать Ваши программы неработоспособными. Запомните, что запись компьютерной программы требует особой точности.

Последовательность записи процедуры события:

  1. Решите, на какие события Вы хотите иметь ответ.
  2. Решите, в каком виде должен быть ответ.
  3. Переведите этот ответ в код БЕЙСИКА.
  4. Найдите процедуру события в окне кодирования.
  5. Напечатайте код БЕЙСИКА.

Этот процесс, лучше всего посмотреть на примере.

Пример

  1. Запустите Визуал Бейсик и откройте новый проект.
  2. Установите управление Command Button на форму.
  3. Назначьте Имя (Name) свойства для формы - frmFirstCode.
  4. Назначьте Заголовок (Caption) свойства - My First Code.
  5. Назначьте Имя (Name) для свойства Command Button - cmdBeep.
  6. Установите свойство для Заголовка (Caption), Командной кнопки – Beep.

В этом месте создания проекта, Ваша форма должна выглядеть примерно так:

Форма "My First Code" и кнопка "Гудок" (Image82.gif - 3Kb)

Сейчас мы запишем одну процедуру события - процедуру, которая отвечает на событие Командной кнопки Щелчок (Click). Когда мы нажимаем на эту кнопку, мы хотим, чтобы компьютер издал гудок.

Вызовите Code Window.

VB4: Окно кодирования (Image83.gif - 4Kb)

VB5, VB6: Окно кодирования (Image127.gif - 4Kb)

Если объект cmdBeep не показывается в списке Объектов, нажмите на раскрывающуюся стрелку этого списка, и выделите cmdBeep. Окно кода должно теперь походить:

VB4: Окно кодирования (Image85.gif - 4Kb)

VB5, VB6: Окно кодирования (Image128.gif - 4Kb)

Обратите внимание, что процедура Click для кнопки cmdBeep отображается сразу. Довольно часто, Вы должны будете использовать список Процедур (Procedures List), чтобы найти нужную процедуру – в этот раз случилось так, что процедура появилась самостоятельно(процедуры перечислены в алфавитном порядке). Здесь мы напечатаем код, чтобы сделать гудок.

Окно кодирования действует подобно текстовому процессору. Вы можете напечатать текст в окне и использовать многие из обычных приемов редактирования такие как вырезка, вставка, копирование, поиск и замена. Когда Вы станете более опытным программистом, Вам станет удобно использовать окно кодирования. Нажмите на область между Верхней линией и Нижней линией и напечатайте одну строчку:

Beep

Это - команда БЕЙСИКА, которая приказывает компьютеру подать звуковой сигнал. Вы теперь написали Вашу первую строку кода БЕЙСИКА.

Ваш проект готов к исполнению. Выполните проект (нажмите кнопку Start на панели инструментов или нажмите <F5>). Если Вас спрашивают, хотите ли Вы сохранить некоторые файлы, отвечайте NO. Появится Форма:

Окно проекта "My First Code" и командная кнопка "Гудок" (Image87.gif - 3Kb)

Нажмите кнопку. Компьютер должен подать звуковой сигнал. Вы вызвали событие Щелчка (Click) на управлении cmdBeep. Компьютер узнал это событие и перешел к процедуре события cmdBeep_Click. Там это событие представлено как строка кода программы Beep и происходит гудок. Остановите Ваш проект. Возвратитесь к окну кода, и найдите событие cmdBeep_Click. После строки Гудка, добавьте следующую строку:

frmFirstCode. BackColor = vbBlue

Убедитесь, что Вы напечатали это точно как показано - помните, запись компьютерной программы должна быть очень точной. Запустите проект снова. Нажмите на кнопку. Объясните, что произошло с управлением, процедурой события и кодом БЕЙСИКА. Остановите Ваш проект.

Резюме

Вы закончили Ваш первый полный проект Визуал Бейсик. Вы сделали три шага при создании программы:

1. Расположили управление на форме

2. Назначили свойства для управления

3. Записали для управления процедуру события

Здесь, Вы выполнили эти шаги для записи очень простой программы, но проходить эти шаги Вы будете и при создании самых сложных программ.

Теперь, зная эти шаги, Вы можете начать работать сами, используя набор инструментов Visual Basic, изучать, что делает каждое управление. Вы можете теперь начинать изучать элементы языка БЕЙСИК, которые помогут Вам записать программы. Также, Вы можете начинать изучать новые свойства среды Визуал Бейсик, которые помогут Вам в разработке проекта. В каждом последующем классе Вы будете делать только одно: узнавать новые средства управления, глубже изучать БЕЙСИК.

 Наверх

Назад   Вперед

Hosted by uCoz