Визуал Бейсик для Детей

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Класс 2

 

2. Среда Визуал Бейсик

Части Проекта, Части Программы, Основное Окно (Main Window), Окно Формы (Form Window), Окно Инструментов, Окно Свойств, Окно Проекта или Проводник Проекта, Окно Проекта (Project Window), Окно Свойств (Properties Window), Окно Кодирования (Code Window), Резюме.

Обзор и Предварительный просмотр

В Классе 1, мы изучили важные части проекта Визуал Бейсик. Мы узнали, что проект создан на Форме (Form) с использованием средств управления (Controls). Воздействуя на средства управления, мы вызываем события (Event) и заставляем компьютер выполнять поставленные задачи. Во втором классе, мы сделаем первые шаги к созданию нашего собственного Проекта (Project), рассмотрим различные части проекта и как они связаны между собой в среде Визуал Бейсик. Как и в Классе 1, появится много новых условий и приемов, которые надо изучить.

Части Проекта Визуал Бейсик

В Классе 1, мы видели, что в проекте Визуал Бейсик есть три крупных узла: сам проект (Project), форма (Form), и средства управления (Controls). Проект - это слово используется для того, чтобы объединить все в одно место. Другие слова, используются, чтобы описать, чем проект является - приложением или программой. Форма - это окно, в котором Вы создаете интерфейс между пользователем (Вами) и компьютером. Управление - графические свойства или инструментальные средства (текстовые блоки, метки, полосы прокрутки, командные кнопки), которые помещены на форму, чтобы сделать возможным взаимодействие пользователя с компьютером. Повторим еще раз, что Форма сама является средством управления. Управления были также упомянуты как объекты. Схематично проект выглядит так:

Схема 1 (Image70.gif - 4Kb)

Проект состоит из Формы, содержащей несколько управлений. Просматривая файлы Вашего компьютера, Вы можете обнаружить некоторые файлы связаны с проектом Визуал Бейсик. Два главных файла используются, чтобы сохранить проект Визуал Бейсик. Файл проекта имеет расширение .vbp (кроме того, имеется иногда файл с расширением vbw). Файл формы имеет расширение .frm (иногда файл формы бывает с расширением .frx). Посмотрите в Вашей папке (VB4PROJECTS, VB5PROJECTS, или VB6PROJECTS), сможете ли Вы найти Sample.vbp, и Sample.frm - те файлы проекта, который Вы открывали в первом Классе. Вы должны знать эти расширения для соответствующего открытия и сохранения Ваших проектов. Если в папке стоит имя проекта без расширения, например, просто Sample, тогда щелкните правой кнопкой мышки и в открывшемся меню выберите свойства (Properties). Откройте Properties и там найдите расширение файла Sample.

Важное понятие в проекте Визуал Бейсик – Свойство (Property). Характер управлений (включая форму) определяется их Свойствами. К Свойствам относятся имена, заголовки, размеры, цвета, позиция на форме и содержание. Для каждого управления, которое мы рассмотрим в этом классе, мы будем уделять много времени, говоря о его Свойствах.

В Классе 1, мы обнаружили, что Визуал Бейсик - это язык управляемый событиями программирования. Визуал Бейсик управляется Процессором События (Event Processor). Это означает, что ничто не происходит в проекте Визуал Бейсик, пока не произойдет какое-либо событие. Как только событие обнаружено, проект находит ряд команд, которые называются Процедурой События (Event Procedure) и которые необходимы для приведения события в действие. Эта процедура (ряд команд) выполняется и затем программное управление возвращается к событию в том виде, который Вы задали (например изменение цвета фона для формы).

Схема 2 (Image71.gif - 4Kb) 

Процедуры События происходит там, где мы создаем программу, и сохраняется вместе с Формой в файле с расширением .frm. Другими словами, процедура происходит там, где мы пишем инструкции на языке БЕЙСИК.

Вы узнаете много и о программировании и о языке БЕЙСИК в этом классе. БЕЙСИК, который Вы изучаете, похож на свою первоначальную версию, которую использовали Билл Гейтс и Пауль Аллен при рождении фирмы Microsoft.

Части Программы Визуал Бейсик

Визуал Бейсик - это не только машинный язык. Это – язык программирования, который создает среду. Внутри этой среды, мы можем начинать создавать наш проект, выполнять и проверять наш проект, устранять ошибки (если они есть) в нашем проекте и сохранять наш проект для дальнейшего использования. Используя другие языки программирования, Вы будете постоянно нуждаться в отдельном текстовом редакторе, чтобы записать Вашу программу. Это, так называемый, компилятор и различные инструменты, чтобы проверить вашу программу. Визуал Бейсик объединяет каждый шаг процесса создания проекта в одно целое. Давайте рассмотрим части среды Визуал Бейсик.

Основное Окно (Main Window)

Откройте в Вашей версии Визуал Бейсик новый проект. Обратите внимание на окна, которые появились. Основное Окно используется, чтобы управлять большинством действий при создании проекта Визуал Бейсик и для выполнения процесса управления.

VB4: Основное окно (Image14.gif - 5Kb)

VB5: Основное окно (Image15.gif - 5Kb)

VB6: Основное окно (Image34.gif - 5Kb)

Основное окно состоит из заголовка окна (title bar), строки меню (menu bar), и инструментальной панели (tool bar). Название окна указывает имя проекта и текущий режим работы: проектирование [design], прерывание [break], выполнение [run]. Строка меню состоит из названий, каждое из которых имеет свое раскрывающееся (drop-down) меню, из которого Вы можете управлять операциями в среде Визуал Бейсик. Инструментальная панель имеет кнопки, которые обеспечивают быстрый доступ к некоторым командам меню. Найдите кнопки, которые мы использовали в Классе 1, чтобы открыть проект, запустить проект и остановить проект.

Окно Формы (Form Window)

Окно Формы является самым важным при разработке приложений в Визуал Бейсик. Это то место, где Вы создаете приложение.

Форма (Image17.gif - 3Kb)

Если окно формы не появилось на экране, тогда:

VB4: Щелкните View на главном меню, затем Form. VB5, VB6: Щелкните View на главном меню, затем Object.

Или нажмите F7 одновременно удерживая клавишу <Shift>.

Окно Инструментов (Toolbox Window)

Окно Инструментов - это список средств управления, которые используются в Вашем приложении. Довольно часто, средства управления упоминаются как инструментальные средства. Три слова используются, чтобы описать средства управления: объекты (objects), инструменты (tools), и, наиболее часто, управления (controls).

VB4: Панель инструментов (Image18.gif - 4Kb)

VB5, VB6: Панель инструментов (Image19.gif - 4Kb)

Если окно Инструментов не представлено на экране, нажмите View в главном меню, затем Toolbox. Посмотрите, можете ли Вы найти средства управления, которые мы использовали в Классе 1 с нашим проектом Sample.

Окно Свойств (Properties Window)

Окно Свойств используется, чтобы установить первоначальные значения свойств для средств управления. Раскрывающееся поле наверху Окна Свойств перечисляет все средства управления, которые присутствуют на Вашей Форме. Под этим полем находятся свойства доступные для выбранного Вами объекта. Раскройте поле наверху, выделите какое-либо средство управления, например timBall Timer и Вы увидите, как изменится содержание Окна Свойств, то есть Вы увидите свойства часов. Вспомните, это те самые часы, которые пропадали в режиме [run] в нашем проекте Sample.

VB4: Окно свойств (Image20.gif - 6Kb)

VB5, VB6: Окно свойств (Image21.gif - 8Kb)

Доступны два вида: Алфавитный (Alphabetic) и по Категориям (Categorized). Мы будем всегда использовать Алфавитный просмотр.

 Если окно свойств не представлено на экране:

VB4: Щелкните View на главном меню, затем Properties. VB5, VB6: Щелкните View на главном меню, затем Properties Window.

Если окно не появляется, нажмите клавишу F4. Окно свойств появится только тогда, когда Форма и средства управления также находятся на экране.

Окно Проекта или Проводник Проекта (Project Window или Project Explorer)

Окно Проекта показывает, какая Форма создает Ваш проект. Когда Вы станете более опытным программистом, Вы научитесь, разрабатывать проекты с несколькими Формами. В этом случае, все Формы в Вашем проекте будут перечислены в этом окне. Вы можете также увидеть окно объектов (управлений) формы (Object) и окно Кодирования (Code) (окно, содержащее кодировку БЕЙСИКА), нажимая на одно из слов (Object или Code) в меню View. Мы рассмотрим окно Кодирования (Code) в следующем разделе.

VB4: Окно проекта (Image22.gif - 3Kb)

VB5, VB6: Окно проекта (Image23.gif - 4Kb)

Если окна проекта нет на экране:

VB4: Щелкните View на главном меню, затем Project. VB5,VB6: Щелкните View на главном меню, затем Project Explorer

Или, если окно не появилось, нажмите клавишу R при удерживании <Ctrl>.

Вы должны быть знакомы с каждым из этих окон, знать, где они находятся и как найти их, если они не появляются. Затем, мы снова посмотрим проект, который мы использовали в Классе 1, чтобы показать некоторые из пунктов, которые мы здесь узнали.

Заглянем в Визуал Бейсик

Окно Проекта (Project Window)

Откройте, проект с названием Sample, который мы использовали в Классе 1. Найдите Окно Проекта:

VB4: Проект Sample (Image24.gif - 6Kb)

VB5, VB6: Проект Sample (Image35.gif - 6Kb)

Окно проекта указывает, что мы имеем файл проекта, сохраненный как Sample.vbp, который включает одну Форму, сохраненную как Sample.frm. Также обратите внимание, что Форма употребляется под именем frmSample. Помните окно Свойств (Properties Window)? Одно из наиболее важных Свойств, которые мы назначаем Управлению - это Имя (Name). frmSample - это Свойство Имени нашей формы или, другими словами, это имя Формы. Мы всегда обращаемся к средствам управления по Именам, поэтому мы должны быть внимательными, когда мы даем название Форме, так же как и тогда, когда даем имена другим Средствам Управления (мы расскажем об этом в следующем классе). Имя настолько важно, что присутствует в окне проекта.

Окно Свойств (Properties Window)

Теперь, найдите Окно Свойств. Не забудьте, что Окно Свойств будет показано только тогда, когда показана Форма. Вам надо сначала показать Форму на экране. Рассмотрите действия, которые дают возможность получить нужные окна на Вашем экране.

VB4: Окно свойств (Image26.gif - 6Kb)

VB5, VB6: Окно свойств (Image36.gif - 6Kb)

Раскрывающееся поле (drop-down box), наверху Окна Свойств, называется списком Средств Управления (Control List). Этот список показывает имена (Имя Свойства) всех управлений, которые используются в проекте, а также значения, которые могут принимать управления.

Обратите внимание на рисунки вверху: действующее Средство Управления - это Форма (Form), она названа frmSample. Список Свойств Формы находится чуть ниже этого поля. В этом списке, Вы можете увидеть Свойства для выбранного управления. Имя Свойства - слева. Значение Свойства - справа. Просмотрите Свойства для Формы. Вы видите, сколько там Свойств? Постепенно Вы изучите основные из них.

Давайте щелкнем на стрелке указывающей "вниз" в списке средств управления (помните, раскрывающееся поле наверху окна Свойств).

VB4: Окно свойств (Image28.gif - 6Kb)

VB5, VB6: Окно свойств (Image37.gif - 6Kb)

Посмотрите на появившийся список всех средств управления на Форме. Их довольно много. Обратите внимание на назначенные имена и типы управления. Заметьте, довольно просто определить, как управления соответствуют именам. Например, imgTrike – это управление изображением (image), которое показывает изображение велосипеда (trike). Этот принцип - соответствия управления наименованию – делает простым определение управления только по имени. Как мы уже говорили, мы узнаем больше о наименованиях управлений в более поздних классах.

Выберите какое-либо средство управления и посмотрите свойства для этого управления. Рассмотрите свойства для нескольких средств управления. Обратите внимание, что каждое управление имеет много свойств. Большинство свойств назначено по умолчанию (default), это значит, что значение этому средству управления присвоено самой программой Визуал Бейсик. Мы будем изменять некоторые свойства из значений по умолчанию в значения нужные нам, чтобы приспособить их для нашего использования. Мы рассмотрим, как изменить свойства в Классе 3.

Окно Кодирования (Code Window)

Давайте рассмотрим новое окно. Вспомним, что Визуал Бейсик управляется событиями (event-driven) - когда событие обнаружено, проект идет к процедуре события (event procedure). Процедура События используется для того, чтобы сообщить компьютеру, что делать в ответ на какое-либо событие (например, щелчок мышкой). Процедура События и есть то место, где происходит настоящее программирование. Мы видим процедуры события (event procedure) в Окне Кодирования (Code Window). Есть несколько способов увидеть Окно Кодирования. Один способ состоит в том, чтобы использовать соответствующую кнопку в окне проекта. Другой способ - нажать View на главном меню, затем Код (Code). Найдите Окно Кодирования для проекта Образец (Sample).

VB4: Окно кодирования (Image30.gif - 6Kb)

VB5, VB6: Окно кодирования (Image31.gif - 6Kb)

Наверху Окна Кодирования (Code Window) - два поля. Список объектов/управлений (object/controls list) и список процедур (procedure list). Список объектов похож на список управлений в окне свойств (properties window). Этот список содержит имена всех объектов (управлений), которые находятся на Форме.

Объект или управление, имя которого выделено в Списке объектов (управлений), показывает все возможные процедуры события для этого объекта (управления) в списке процедур. Как показано на рис. выше, Окно Кодирования (Code Window) отображает процедуру события Загрузки (Load) для управления Форма. Если управление Форма (Form) не выбрано в списке объектов, нажмите раскрывающуюся стрелку, прокрутите планку прокрутки, найдите слово Форма (Form) и выделите его. Событие Загрузки (Event Load) происходит, когда проект первый раз загружается в Ваш компьютер. Под полями списка объектов и списка процедур находятся коды БЕЙСИКА для той процедуры события, которая выделена в списке объектов (управлений). Сейчас, этот код походит на абракадабру. В последующих классах, Вы начнете глубже узнавать БЕЙСИК, и такой код станет для Вас простым и ясным. Нажмите на раскрывающуюся стрелку в окне списка процедур. Обратите внимание на все другие возможные процедуры события для управления Форма. К счастью, мы не должны записывать коды БЕЙСИКА для всех этих процедур. Мы записываем код только для того события, которое мы ожидаем и которое произойдет, когда наш проект выполняется (режим [run]).

Щелкните, пожалуйста, на раскрывающейся стрелке в списке объектов и выберите объект (управление) optBlue.

VB4: Окно кодирования (Image32.gif - 6Kb)

VB5, VB6: Окно кодирования (Image33.gif - 6Kb)

Это - процедура события Щелчка (Click Event Procedure) для управления по имени optBlue. И несмотря на то, что Вы еще не знаете коды БЕЙСИКА, постарайтесь понять, что здесь происходит. Так как мы должны были тщательно относится к названиям средств управлений, Вы должны узнать, что это управление называется Кнопка Выбора (Option Buttons) со словом Blue за этой кнопкой. Слово за кнопкой выбора - это его Свойство, которое называется Заголовок (Caption). Таким образом, эта процедура события вызывается всякий раз, когда мы нажимаем на кнопку выбора (Option Button) Blue. Пожалуйста, подумайте, вспомните и сравните кнопки выбора с заголовками Red, Green, Black, а также их коды.

Обратите внимание, что процедура имеет одиночную линию ( _ ) в командной строке, эта линия указывает, что во время выполнения процедуры игнорируется, то есть, не принимается во внимание, первая и последняя строка.

frmSample. BackColor = vbBlue

Эта строка кода БЕЙСИКА говорит, что установлен Цвет Фона (BackColor) Синий (Blue), как Свойство для Управления названного frmSample, то есть для Формы проекта Образец (Sample). Цвет Фона обозначен в коде словом vbBlue.

На самом деле, большинство кодов БЕЙСИКА довольно просто для понимания. Так что не слишком их пугайтесь. Выберите другие объекты/управления в списке объектов, рассмотрите соответствующие им процедуры события. Рассмотрите коды БЕЙСИКА. Начните с первой строки кода (игнорируйте верхнюю и нижнюю строчки заголовка) и внимательно рассмотрите все строчки. Попытайтесь выяснить, что происходит. Даже, если Вы не знаете БЕЙСИК, я думаю, что в большинстве случаев Вы сможете понять значение записи. Запись кода БЕЙСИКА, прежде всего, обращает на себя внимание большим количеством подробностей. Для большинства процедур эти подробности вполне логичны и очевидны.

И, наконец, Вы подошли к тому, чтобы записать свой первый код!

Резюме

Во втором классе, мы изучили некоторые части среды Визуал Бейсик и как ориентироваться внутри этой среды. Мы также изучили новые важные понятия, такие как процедура события (event procedure) и свойства (properties). Теперь Вы готовы к созданию собственного проекта. В следующем классе, вы узнаете, как поместить средства управления на Форму, как перемещать их внутри формы и как заставить их появиться в том виде, в котором Вы хотите.

 

Наверх

Назад Вперед

Hosted by uCoz